Текстильная кукла ручной работы: будуарная кукла в технике грунтованный текстиль

винтажные будуарные куклы
Обновлено:

Будуарные куклы были очень популярны в 19-20 веках. Много экземпляров старых кукол дожили до наших дней. Мы имеем возможность узнать более подробную информацию об их истории. Сегодня будуарная кукла приобретает все большую популярность у кукольников всего мира, правда модернизированная и измененная до неузнаваемости. История куклы поможет иначе посмотреть...

История будуарной куклы поможет иначе посмотреть на принцип ее создания и характерные только этому виду кукол особенности. Как появилась будуарная кукла, почему она так популярна и какие техники используют современные мастера мы обсудим в этой заметке.

Становясь все более популярной, кукла совершенствуется и многие мастера делают их из пластиков, ткани, папье-маше и в смешанной технике привнося свое виденье, свое восприятие мира  вызывая неподдельный интерес у людей на выставках, форумах и сайтах. Возможно и ваше отношение к будуарной кукле изменится после прочтения моей статьи.

Будуарная кукла ручной работы. Немного истории. Мой опыт создания будуарной куклы в технике грунтованный текстиль

Исторические факты свидетельствуют о том, что 19-20 века стали пиком популярности будуарной куклы и каждая уважающая себя дама того времени имела такую куклу в своем будуаре.

Наверное именно  поэтому название куклы происходит от слова “будуар”, такое название сохранили модные сегодня будуарные куклы, изменив лишь размер и способ их изготовления, но назначение украшать интерьер за ней осталось.

Популярность современных будуарных кукол так велика, что каждая кукольница обязательно делает хотя бы одну будуарную куклу, поэтому вопросы: из чего их лучше делать, с чего начинать, какие материалы использовать волнуют многих начинающих кукольниц.

Есть ли мастер классы, курсы живые и онлайн, можно ли научиться делать кукол самостоятельно и сколько на это уйдет времени волнуют многих начинающих мастеров, поэтому вспомнив немного истории, я расскажу о своих текстильных куклах в технике грунтованный текстиль и немного о том как их делают другие мастера.

История будуарной куклы

Впервые будуарные куклы появились во Франции. Модельер Поль Пуаре использовал кукол как дополнение к демонстрируемому костюму и куклы были уменьшенной копией костюма модели. Каждая дама того времени мечтала о такой кукле. Постепенно мода охватила весь Париж и будуарную куклу можно встретить почти в каждом доме.

Высокие нравственные нормы того времени, не позволяли дамам оставаться с гостем мужского пола наедине. Будуарная кукла в комнате создавала иллюзию присутствия третьего лица. Учитывая большие размеры куклы, а достигали они порой 90 см и больше высотой, эта иллюзия была реальной.

Есть и другие объяснения появления будуарных кукол и они довольно разноречивы, но озвученная версия мне нравится больше. Стоили такие куклы очень дорого. Не смотря на то, что предпочтение при создании куклы отдавалось рукам от локтя, туфлям и голове, туловище чаще было сшито незамысловато, в виде мешочка, а руки и ноги имели вид плетей, слегка набитых соломой.

Всю эту нелепость и некрасивость прикрывали шикарные наряды, подчеркивающие затянутую талию, ноги прятались под шикарным нижним бельем, а руки в красивейших рукавах и перчатках, украшались браслетами.

В некоторых случаях за куклу отдавали столько денег, что можно было приобрести целое поместье. Кукол очень красиво и дорого наряжали. Покупали и шили на заказ у портного шикарные платья, у ювелира-украшения, делали красивые прически. Стоимость куклы демонстрировала достаток семьи.

КАКОЙ ОНА БЫЛА, БУДУАРНАЯ КУКЛА ПРОШЛОГО ВЕКА

Будуарных кукол в 19-20 веках “Выгуливали”. Их выносили в свет, держа на руках. Все приемы, прогулки и выезды сопровождались присутствием будуарной куклы, демонстрирующей свои шикарные наряды.

Аккуратно уложенные в модную прическу волосы, Модное платье из дорогой ткани, дополненное аксессуарами и украшениями, искусно наложенный макияж в тенденциях моды тех лет-все подчеркивало изящество, пышность и дороговизну.

Денег не жалели, потому что кукла привлекала внимание не только к своей персоне, но и к персоне ее хозяйки. Дамы пристально разглядывали каждую мелочь и от их взгляда не могла ускользнуть никакая погрешность в костюме, неаккуратность в прическе или недостаточно привлекательной внешности.

Если вы хотите больше узнать о моде 19-20 веков, посмотрите на будуарных кукол, разглядите их наряды и прически, обратите внимание на украшения. Для кукол ничего не жалели. Часто хозяйка могла пожертвовать собственным нарядом или украшением, чтобы ее любимое создание создавало впечатление достатка и благополучия в семье.

ИЗ ЧЕГО ДЕЛАЛИ ВИНТАЖНЫХ БУДУАРНЫХ КУКОЛ

Из чего же, из чего же, из чего же делали будуарных кукол? Слова из песенки как нельзя лучше подходят к заголовку этого абзаца. Сделать такую огромную куклу, почти в человеческий рост-дело не из простых. Кукольные мастера подошли к решению этого вопроса творчески. Мне вдруг подумалось-будь мы сегодня на их месте, с нашими знаниями и умениями, неплохо бы зарабатывали, как думаете?

Большей частью, куклы делали из ткани. Тряпичное туловище, руки и ноги-это лучший вариант для создания больших кукол. Их набивали опилками или соломой. Голову чаще всего делали из папье-маше, но сохранились экземпляры из фарфора, целлюлозы и композита. Иногда части рук и ног тоже делали из этих материалов.

Что касается причесок, то в качестве волос использовались натуральные человеческие волосы. Даже ресницы куклам делали из человеческих волос. Глаза чаще рисовали, но есть куклы и со вставными глазами.

В одной из публикаций я прочитала, что дамы любили играть с будуарными куклами и производили их фабрики не для детей, а для взрослых. Это были послевоенные годы и у фабрик не было заказов на детские игрушки, вот они-то и начали производство кукол для взрослых.

Откровенно говоря, меня это не удивляет. Все мы родом из детства. Пора взросления наступает так быстро, что мы не успеваем побыть детьми и ностальгия, желание вернуть то время и побыть немного ребенком побуждает нас легко включаться в игру. По себе знаю.

Создавая новую куклу, я с ней вожусь подолгу, усаживаю рядом, чтоб еще немного полюбоваться, с удовольствием беру в руки и играю с ней. Хорошо, что никто этого не видит-сочли бы меня ненормальной.

Мне вспомнились времена СССР, когда мерилом достатка были шведские стенки со шкафом для посуды и шкафом с книгами. В 90-е появились красные или малиновые пиджаки и золотая цепь на шее с два пальца шириной, крупные золотые украшения.

Позже, в после перестроечные времена стал процветать бизнес и все стали строить большие дома в 2-3 этажа. Когда малый бизнес начали “Душить”-появилась мода на дорогие импортные машины. История показывает, что в любом периоде развития общества были мерила и показатели материального достатка людей, как и будуарная кукла.

С тех пор как появилась первая будуарная кукла-утекло много воды. К куклам современный творческий мир вернулся после развала Советского Союза. Театры теряли зрителей, а мастера-кукольники работу.

Не знаю кому первому пришла на ум идея сделать куклу на продажу, но идею быстро подхватили и кукольное искусство начало набирать обороты. Стали появляться мастера авторской куклы, учителя и ученики. Дальше-больше. На рынках стали появляться разные виды пластиков из которых можно было лепить кукол.

Индустрия авторской куклы развивается очень быстро и мы можем наблюдать как создаются новые авторские техники, приемы, материалы и инструменты. Активно стали проводиться выставки и ярмарки по всей России, открылись магазины авторской игрушки и магазины с материалами для их создания.

Всем, кто решил научиться сегодня делать кукол-открыт широкий путь к совершенствованию мастерства. Создание авторской игрушки стало сегодня столь популярным, что фабричные игрушки постепенно уступают дорогу новому направлению- игрушке ручной работы.

Будуарная кукла не стала исключением и сегодня редкая кукольница отказывает себе в удовольствии сделать такую куклу хотя-бы для души. Размер будуарной современной куклы зависит от предпочтений ее создателя. Кукла может достигать человеческого роста и быть маленькой в 25-30 см.

КАКИЕ МАТЕРИАЛЫ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ СЕГОДНЯ ДЛЯ СОЗДАНИЯ БУДУАРНОЙ КУКЛЫ

Современное кукольное творчество изобилует материалами и инструментами. Появились синтетические материалы, способные продлить жизнь куклы ручной работы на долгие годы. Теперь не стоит переживать, что натуральные материалы быстро придут в негодность. Хотя кукольники и стараются использовать в своем творчестве больше натуральных материалов, без искусственных не обойтись.

Для набивки используются исключительно материалы синтетические(холофайбер, синтепон, синтепух), если это кукла не валяная, для изготовления которой используется только натуральная шерсть, для набивки туловища могут использоваться и опилки, так что не исключаем полностью натуральные материалы.

Все зависит от техники изготовления, от предпочтений мастера и его собственной технологии. У каждого мастера она своя и для создания авторской куклы сегодня используются:

  • натуральная шерсть
  • синтепон
  • изо лон
  • текстиль набитый опилками,
  • синтетическим пухом или
  • холофайбером
  • само отвердевающие массы
  • запекаемые или самозастывающие пластики
  • массы ручного изготовления.

ТЕХНОЛОГИЯ СОЗДАНИЯ БУДУАРНОЙ КУКЛЫ СВОИМИ РУКАМИ

Технологии современного изготовления будуарных кукол так разнообразны, что начинающим кукольникам бывает непросто разобраться в их изобилии. У каждого мастера свои фишки, секреты и техники. Если вам хочется приобщиться к миру авторской будуарной куклы-найдите мастера, куклы которого вам нравятся больше всего и учитесь у него.

Главной отличительной чертой современной будуарной куклы ручной работы, является ее подвижность, вернее подвижность ее рук, ног и головы-достигается это за счет шарнирного крепления, позволяющего свободно двигаться конечностям и голове.

Надо отметить, что шарниры могут быть какими угодно: за счет ткани конечностей, которая собирается на сгибах в пучок, а части рук от локтя и ног от колена вклеиваются в ткань.

В роли шарниров могут выступать пластиковые или деревянные бусины, это может быть красивое крепление через пины и шляпки, которые обычно украшают бусину. Шарниры могут быть дисковыми и прятаться под тканью детали ноги или руки. 

В роли шарнира может выступать согнутая проволока, прикрепленная к проволочному каркасу куклы и к которой прикрепляются руки и ноги. Вариантов шарнирного крепления много, все зависит от задумки создателя куклы.

ТЕКСТИЛЬНАЯ БУДУАРНАЯ КУКЛА В ТЕХНИКЕ ГРУНТОВАННЫЙ ТЕКСТИЛЬ

Грунтованный текстиль-моя любимая техника. Своих кукол я делаю исключительно из текстиля. Ткань создает ощущение тепла, уюта и чувство присутствия домашнего очага. В роли наполнителя я использую опилки. Это не стружка, не крупной субстанции спилы, а именно мелкие опилки. Чтоб вы понимали, мои куклы в среднем 45 см и поэтому набивка требует особого подхода.

У меня свой взгляд на наполнители и на опилки особенно, хотелось больше натуральности в материалах, а чтоб опилочная пыль держала форму, ее нужно набивать в куклу  особым образом. Авторская выкройка позволяет шить кукол с формами и объемным лицом. В саму выкройку головы заложены рельефы носа, губ, подбородка. На каждом этапе работы можно остановить формирование кукольной головы и лица.

Акцент можно сделать только на носике куклы и при этом образ будет выглядеть законченным. Можно сформировать губы, щеки и подбородок. Мой метод позволяет, используя выкройку куклы, ничего не добавляя, добиваться желаемого результата. Самый сложный вариант-это формирование глаз с веками и всех остальных частей кукольного личика.

Такой подход к созданию будуарных кукол, помогает моим ученикам выбрать свой вариант обучения и развивать навыки постепенно. Отрабатывая технику на каждом конкретном этапе, постепенно усложняя ее, ученик достигает желаемого и получает куклу более сложную на каждом новом технологическом этапе. Ничто не стимулирует так, как достижение результата на каждом конкретном этапе.

Крепление конечностей зависит от желаемого конечного результата, оно может меняться. Если моей целью является сделать ножки-болтушки, то это будет ниточный вид крепления. Если предполагается подстава, то это будет учтено и в креплении ног.

Бывает, что куклу делают для диванных спинок и куколка, сидя на спинке, может сидеть подогнув одну ножку, а другую свесив.

Моя техника позволяет менять крепление конечностей. Крепление на дисках или шплинтах не позволят усадить куклу в нужную позу и это отразиться на креплениях ее конечностей. На самом деле существует масса возможностей и техник крепления кукольных частей тела, но это уже тема другой статьи. Сейчас же поговорим об образах моих кукол.

КАК РОЖДАЕТСЯ ОБРАЗ КУКЛЫ

Те кто создают кукол знают-самое сложное не создание самой куклы. Самое сложное-это создание ее образа. Кукла вызывающая интерес, должна быть не только привлекательной, гармоничной, но и вызывать эмоцию. Образ-это сочетание росписи, костюма, позы и аксессуаров.

Выбрать свое направление не просто и иногда уходят годы на поиски того, что близко, понятно и отражает внутренний мир автора-создателя куклы. Именно образ куклы отличает ее от других. Мои куклы выполнены в винтажном стиле и это не случайность.

Я давно заметила, что меня привлекают пастельные, приглушенные тона красок и тканей, припудренные, с налетом легкой дымки или выбеленные, поэтому для костюмов своих кукол я выбрала именно такие цвета и оттенки, а если не удается подобрать ткани нужного цвета-крашу сама, часто используя натуральные красители.

Цветные ткани с мелким рисунком иногда приходится приглушить раствором чая или кофе для того, чтобы не использовать яркие краски в костюме куклы. Выбрав винтажный стиль, который подразумевает потертость и приглушенность красок из-за влияния времени, которое я имитирую в куклах, стараюсь не использовать ярких красок.

Ученики, обучаясь у мастера созданию будуарной куклы, стараются точно повторить все этапы работы и сделать копию куклы мастера и это правильно, потому что на первых этапах идет становление кукольника и у него еще нет своего стиля.

Только спустя время новичок находит себя и начинает делать своих, непохожих на других кукол. Я с первых шагов в кукольном творчестве, старалась вносить свои изменения, чтоб не быть похожей. Все, что мне было известно на момент создания куклы, я применяла на практике. Мои куклы никогда не были похожи ни на чьи.

То же я советую делать всем новичкам, но это не относится к пропорциям лица куклы и туловища. Я считаю, что стоит стараться сделать точную копию куклы мастера у которого обучаетесь, чтоб понять принцип, а потом вносить свои корректировки. Так процесс поиска своего пути сильно сократится и появится свой авторский стиль.

Если это первая кукла-повторить все шаги необходимо, чтобы научиться все делать правильно. Особенно это касается лепки частей лица куклы и головы, но добавлять свои находки сильно рекомендую-например роспись куклы пробовать свою, изменяя черты лица, выделять или подчеркивать отдельные детали(веснушки, румяна, разрез глаз, ресницы и т.д.)

ЦЕЛЬЮ КУКОЛЬНИКА ЯВЛЯЕТСЯ НЕ ПРОСТО НАРЯДИТЬ КУКЛУ, А СОЗДАТЬ ГАРМОНИЧНЫЙ ОБРАЗ.

Тщательно подбирая ткани по качеству и фактуре, подбирая цветовую гамму и продумывая костюм до мелочей-мастер учитывает цель, ради которой создается кукла. Как правило, будуарная кукла создается для украшения интерьера жилых помещений и предназначена для созерцания.

Наряды будуарной куклы шьются с особенной тщательностью. Разрабатываются лекала сложных фасонов, используется многоярусность и сложные элементы. Считается “высшим пилотажем” шить съемные платья на подкладке с много ярусными юбками и миниатюрными функциональными застежками.

В роли застежки могут быть не только маленькие пуговки, но и кнопки, пряжки, броши или шнуровка. В платьях присутствуют воланы, рюши, оборки, а тонкую талию подчеркивают корсеты или широкие пояса.

Винтажный стиль моих кукольных костюмов дает, в этом плане, большие возможности, потому что множество юбок, воланы, рюши и фалды позволяют моей фантазии поиграть с воображением и чем больше костюмлв я шью, тем больше идей и задумок рождается в моей голове. Как-то услышала такую мысль:"Идеи рождаются там, где много прилагается труда в достижении цели" Чем больше шьешь, тем больше новых идей рождается.

Особое внимание хочется обратить на прическу куклы. Как правило, используются натуральные материалы для создания паричка куклы-это может быть шерсть ламы, козочки или овчина, шелк или льняные волокна. Даже перья птиц, вата и бумага, ткань и нитки могут использоваться для прически куклы.

Главное в этом деле не бояться пробовать и делать свое и неповторимое. Шедевры рождаются на сломе стереотипов. Дерзайте!Можете использовать и трессы из синтетических материалов, но подбираются они особенно тщательно-без синтетического блеска, с естественной окраской волокон и по качеству имитирующие натуральные волосы.

Стоит отметить, что натуральные человеческие волосы для кукольных причесок не используются(хотя кукольницы экспериментируют и делают иногда из натуральных волос прически), потому что они слишком толстые.

Обувь для будуарных кукол создается чаще из натуральной кожи, текстиля или вылепливается из пластики, а потом делается декор. Искусно сделанная обувь не только украшает костюм куклы, но и является его гармоничным дополнением. Хотя роль будуарной куклы в нашей жизни изменилась, к ее созданию мастера подходят столь же тщательно, как и в 19-20 веках.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение можно сделать вывод, что будуарные куклы прошлых веков дожили до наших времен благодаря бережному к ним отношению. Будуарная кукла имела ценность для ее обладателей, поэтому к ней относились очень трепетно.

Кто знает, может и наши куклы станут достоянием потомков и они, глядя на наши с вами творения, будут угадывать моду, пытаться понять какими идеалами мы жили и что хотели показать своим творением.

Сегодня мастера кукольного творчества прилагают немало сил, труда и фантазии, чтобы создавать свои шедевры и их обладатели ценят труд авторов будуарных кукол.

Они также бережно относятся к творениям мастеров и кто знает, может века спустя наши потомки будут рассматривать творения наших рук, восторгаясь нашим творчеством. Хочется от всей души пожелать всем кукольникам творческих успехов, вдохновения и новых идей.

Если моя статья была вам интересна, напишите пару слов в комментариях и подписывайтесь на мой блог, чтоб читать и другие мои статьи.

С душевной теплотой! Обнимаю вас, дорогие. Всегда с вами, ваша Лана.

2 комментария

  1. Аватар комментатора Lana Kamber

    Ирина, благодарю за отзыв на статью. Для меня тоже было открытием о присутствии третьего лица. Нравственность в 18-19 веках была выше, чем в наши дни. Все меняется и похоже не в лучшую сторону.

    Ответить
  2. Аватар комментатора Ирина
    Большое спасибо за интересный экскурс в историю.Для меня история "присутствия третьего не лишнего в комнате" была отрытием.Такую версию я впервые встретила.И мне она тоже понравилась ))) Удачи Вам Лана! Новых идей, новых знаний и благдарных учеников!
    Ответить

Оставить комментарий

Отправить комментарий Отменить

Сообщение